Об актуальных методологических проблемах в области использования атомной энергии

Авторы:   Гордон Б. Г., Истомина Н. Н., Чулкова Т. Ю. Номер выпуска:   6 (19) – 2001.

Прогнозировать развитие науки - все равно, что стрелять по мишени, стоя к ней спиной: иногда можно попасть в "яблочко", чаще всего - в "молоко". Наиболее известный пример, когда в конце XIX века молодой студент услышал от своего профессора, что в теоретической физике все более менее известно и заниматься ею бесперспективно. Молодого человека звали Макс Планк. Именно его работы легли в основание физики XX века.

Но это фундаментальная наука. В прикладной, где уже имеющиеся знания используются для практических приложений, краткосрочные прогнозы на три - пять лет просто необходимы. По сути, они являются техническими заданиями  ученым для обоснования новых технологий, механизмов, объектов. Зато прогноз в прикладной науке не может быть бескорыстным, а должен сопровождаться выделением средств на исследования и контролем за их расходованием. То есть важнейшим качеством менеджера, научного руководителя является способность планировать развитие технологий и организовывать перспективные научные исследования, которые следует проводить в поддержку этого развития.

В последнее время атомная энергетика поднимается с колен, на которые ее поставила чернобыльская авария. И в дискуссиях ведущих специалистов атомной отрасли обсуждается вопрос о научных исследованиях, которые необходимо развивать или начинать для обеспечения безопасного и эффективного развития атомной энергетики в новом веке. Как  уже отмечено в [1], в результатах этих исследований более всего заинтересованы ученые научных, проектных и конструкторских организаций. Заказчиком перспективных работ должен быть тот, кто определяет политику развития атомной энергетики, т.е. в российских условиях — это прежде всего Минатом России.


Скачать

problems_19 Размер: 171.2 Кб
Вернуться к списку