Предложения по идеологии технического регулирования в области использования атомной энергии

Автор:   Гордон Б. Г. Номер выпуска:   1 (29) – 2004.

Федеральный закон “О техническом регулировании” [1] содержит ряд неясных, неточных, а иногда ошибочных правовых норм. Попытка охватить все сферы технического регулирования и стремление ускорить его обсуждение в обществе привели к несогласованным, не всегда увязанным между собой требованиям. По сути, это признано авторами, которые уже подготовили уточнения и поправки к указанному закону. Но он вступил в силу с 1 июля 2003 г.,  нам всем предстоит его исполнять, и наша задача сегодня  - обсудить проблемы и договориться о совместных действиях по разработке технических регламентов (ТР).

Вступление в силу  [1] совпало по времени с началом административной реформы [2], на мой взгляд,  не случайно. Обе реформы проводятся с весьма похожими по декларациям благими намерениями, с использованием международного опыта и рекомендаций и в общем одними и теми же структурами исполнительной власти. Попытка ряда ведущих ученых [3] исключить область  использования атомной энергии из сферы действия [1] не удалась, хотя в ее основе лежали вполне здравые соображения, что в этой наукоемкой передовой области уже сформирована система технического регулирования, которая соответствует отечественному законодательству, международным конвенциям и подкреплена опытом  эксплуатации и научно-техническими достижениями. Именно это позволило в [4] предложить систему нормативного регулирования ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) в качестве образца или первого приближения для создаваемой системы технического регулирования.

Последовательное исполнение [1] в лучшем случае требует согласования, если не перестройки действующей системы регулирования ЯРБ, то приведения ее в соответствие с создаваемой системой технических регламентов, согласования их понятийного и содержательного элементов. Это может быть осуществлено разными способами, и даже в нашем  небольшом институте существует несколько внутренне непротиворечивых, но различающихся между собой концепций такого согласования. По сути, это несколько идеологических, умозрительных построений, истинность  которых  может быть доказана только опытом, но опытом  реализации лишь одного  из них.  То есть, взявшись за осуществление одной из  концепций, мы можем получить результат, ухудшающий обеспечение ЯРБ действующих объектов, что недопустимо и противоречит нашей культуре безопасности. Поэтому так важно предварительное неспешное совместное обсуждение имеющихся вариантов всеми заинтересованными специалистами, организациями и ведомствами, среди которых в области ЯРБ основными являются Минатом, Госатомнадзор и Минздрав. Для такого обсуждения написана данная статья.


Скачать

ideology_29 Размер: 462.7 Кб
Вернуться к списку