В настоящее время в Российской Федерации и в мире ведется активная разработка и внедрение новых типов толерантного ядерного топлива, которое потенциально является более устойчивым к нарушениям нормальной эксплуатации, характерным для реакторов на тепловых нейтронах, в частности, к пароциркониевой реакции. Повышенная устойчивость толерантного ядерного топлива достигается за счет изменения оболочки твэлов или топливной матрицы. В ряде стран, включая Российскую Федерацию, уже осуществляются экспериментальные исследования свойств толерантного ядерного топлива на исследовательских ядерных установках и проводится опытно-промышленная эксплуатация отдельных твэлов такого типа на энергоблоках атомных станций. При этом внедрение толерантного ядерного топлива связано с изменением существующих технологий производства твэлов и тепловыделяющих сборок, а также изменением их конструкции, что требует выполнения соответствующего обоснования безопасности и оценки безопасности, проводимой органом регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Однако, как в Российской Федерации, так и в других странах имеется весьма ограниченный опыт лицензирования применения толерантного ядерного топлива. В настоящей статье представлен обзорный анализ состояния внедрения толерантного ядерного топлива, а также рассмотрены возможные подходы к регулированию безопасности при внедрении ядерного топлива подобного типа.
Ключевые слова: толерантное ядерное топливо, лицензирование, регулирование безопасности.
Язык статьи: русский. Сс. 13–23. DOI: 10.26277/SECNRS.2021.102.4.002.
On approaches to regulation of accident tolerant fuel application
Kuryndin A. V., Kirkin A. M., Karimov A. Z., Makovskiy S. V.
Currently, active development and introduction of new types of accident tolerant fuel is ongoing in the Russian Federation and worldwide. This type of fuel is potentially more resistant to accident conditions, that are typical for thermal reactors and to the steam-zirconium reaction in particular. The increased stability of accident tolerant fuel is achieved by changing the fuel rods cladding or the fuel matrix. In a number of countries, including the Russian Federation, experimental studies of the accident tolerant fuel properties are already carried out at research facilities. Also pilot operation of individual fuel rods of a tolerant type is carried out at power units of nuclear power plants. At the same time the introduction of accident tolerant fuel is associated with a change in existing technologies of fuel rods and fuel assemblies production, as well as with a change in their design. This requires the implementation of an appropriate safety justification and a safety assessment, which is organized by the regulatory body. However the Russian Federation as well as other countries has only limited and insufficient experience in the field of licensing of accident tolerant fuel application. This article contains a brief review of accident tolerant fuel introduction process and presents some possible approaches to safety regulation of such fuel introduction.
Keywords: accident tolerant fuel, licensing, safety regulation.
Article language: Russian. Pp. 13–23. DOI: 10.26277/SECNRS.2021.102.4.002.