Проект ФНП «Общие положения обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами»

Совещание по обсуждению сводки отзывов, составленной по замечаниям и предложениям, поступившим на проект федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами» (проект был размещен на сайте Ростехнадзора 21 октября 2016 г.), состоится 27 декабря 2016 г. в 10-00 по адресу: г. Москва, ул. Малая Красносельская, дом 2/8, корпус 5, федеральное бюджетное учреждение «Научно - технический центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ»).

Сводка отзывов на замечания (предложения) АО «Красная Звезда»
к проекту ФНП в области использования атомной энергии
«Общие положения обеспечения безопасности космических аппаратов с ядерными реакторами»
(редакция, опубликованная на сайте Ростехнадзора)

п/п

№ пункта ФНП

Текст ФНП  ОПБ КА с ЯР

Замечания (предложения)

Заключение разработчика

1

1.1.5

Настоящие Общие положения распространяются на все этапы полного жизненного цикла КА с ЯР, установленные законодательством в области использования атомной энергии.

Настоящие Общие положения распространяются на все стадии жизненного цикла КА с ЯР, установленные законодательством в области использования атомной энергии.

Замечание принять.

2

1.2.2

КА с ЯР удовлетворяет требованиям безопасности, если соблюдаются следующие условия: радиационное воздействие КА с ЯР на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных пределов доз облучения персонала и населения, нормативов по выбросам и сбросам, содержанию радиоактивных веществ в окружающей среде, ограничивается при запроектных авариях и, кроме того, ограничивается величина вероятности возникновения аварий.

Предлагается редакция по форме и содержанию аналогичная п. 1.2.1 НП-001-2015.

            1.2.2  КА с ЯР удовлетворяет требованиям безопасности, если соблюдаются следующие условия:

            радиационное воздействие КА с ЯР на персонал, население и окружающую среду при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации до проектных аварий включительно не приводит к превышению установленных пределов доз облучения персонала и населения, нормативов по выбросам и сбросам;

             радиационное воздействие КА с ЯР на население и окружающую среду ограничивается при запроектных авариях;

           ограничивается величина вероятности возникновения аварий.

Замечание отклонить.

Одно и то же, но в другом формате.

 

3

1.2.3

 

Безопасность КА с ЯР достигается за счет качественного проектирования, конструирования и изготовления оборудования, строительстве и эксплуатации КА с ЯР посредством выполнения требований федеральных законов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, формирования и поддержания культуры безопасности, учета опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.

Безопасность КА с ЯР достигается за счет качественного проектирования, конструирования и изготовления оборудования, строительстве и эксплуатации КА с ЯР посредством выполнения федеральных законов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, формирования и поддержания культуры безопасности, учета опыта эксплуатации и современного уровня развития науки, техники и производства.

В НП-001-15 в п.1.2.2 сохранено слово «…требований…»

4

1.2.4

 Допустимые пределы доз облучения персонала, участвующего в наземных работах по созданию КА с ЯР и ЯЭУ КА, и допустимые пределы доз облучения населения для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии, значения предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферу и космическое пространство и допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты окружающую среду устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Допустимые пределы доз облучения персонала, участвующего в работах по созданию ЯЭУ КА и КА с ЯР, и допустимые пределы доз облучения населения для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая аварии, значения предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в  окружающую среду устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЗ № 7 10 января 2002 г. Об охране окружающей среды. Статья 1. Основные понятия. Окружающая среда

Замечание принять.

5

1.2.6

Конструкция КА с ЯР при его возвращении, включая несанкционированное возвращение, на Землю, и предусматриваемые организационно-технические мероприятия должна обеспечивать не превышение доз облучения персонала и доз облучения населения, установленных санитарными нормами и правилами, нормами и правилами для нормальной эксплуатации и нарушений нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

Конструкция КА с ЯР при его возвращении, включая несанкционированное возвращение на Землю, и предусматриваемые организационно-технические мероприятия должны обеспечивать не превышение доз облучения персонала и доз облучения населения, установленных санитарными нормами и правилами.

Замечание принять частично.

Исправить ошибку «должны», остальной текст оставить без изменений.

Текст был принят при обсуждении на согласительном совещании при обсуждении первой редакции проекта.

6

1.2.7

Конструкция КА с ЯР до выхода на рабочую орбиту при всех возможных нарушениях нормальной эксплуатации, включая взрыв ракеты, затопление и (или) разрушение космического аппарата при падении на Землю, должна исключать возможность возникновения самоподдерживающейся цепной реакции деления.

Конструкция КА с ЯР до выхода на рабочую орбиту при всех возможных нарушениях нормальной эксплуатации, включая внешние воздействия связанные с разрушением (взрывом) ракетно-космического комплекса, затоплением и (или) разрушением космического аппарата при падении на Землю, должна исключать возможность возникновения самоподдерживающейся цепной реакции деления.

Замечание отклонить.

ракетно-космический комплекс - РКК: Совокупность ракеты или ракет космического назначения с функционально взаимосвязанными техническими средствами и сооружениями, предназначенными для обеспечения транспортирования, хранения, приведения и содержания в готовности, технического обслуживания, подготовки, пуска и контроля полета ракет космического назначения на участке выведения.

7

1.2.8

Безопасность КА с ЯР должна обеспечиваться за счет последовательной реализации принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, ядерных материалов и РВ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по сохранению эффективности физических барьеров, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.

Безопасность КА должна обеспечиваться за счет последовательной реализации принципа глубокоэшелонированной защиты, основанного на применении системы физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения, ядерных материалов и радиоактивных веществ в окружающую среду, и разработки системы технических и организационных мер по сохранению их эффективности, а также по защите персонала, населения и окружающей среды.

Замечание отклонить.

1. В п. 1.16 ссылка на сокращения РВ.

2.Безопасность обеспечивается не за счёт разработки, а за счёт реализованной системы.

8

1.2.9

Состав и назначение физических барьеров определяются в проектах ЯЭУ КА и КА с ЯР. Достаточность используемых физических барьеров, технических и организационных мер глубокоэшелонированной защиты должна быть обоснована в проектах КА с ЯР и ЯЭУ КА и подтверждена на этапе наземной отработки ЯЭУ КА.

Состав и назначение физических барьеров определяются в проектах ЯЭУ КА и КА с ЯР. Достаточность используемых физических барьеров, технических и организационных мер глубокоэшелонированной защиты должна быть обоснована в проектах КА с ЯР и ЯЭУ КА и представлена в ООБ ЯЭУ КА и КА с ЯР.

 Замечание по исключению требования о подтверждении на наземных испытаниях не обосновано.

9

1.2.10

Система технических и организационных мер глубокоэшелонированной защиты на всех стадиях жизненного цикла КА с ЯР должна образовывать следующие пять уровней:

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

условия размещения объектов с ЯЭУ КА и КА с ЯР;

установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны планирования защитных мероприятий вокруг завода-изготовителя ЯЭУ КА и на космодроме вокруг объектов с ЯЭУ КА и КА с ЯР;

разработка проекта ЯЭУ КА на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ и мерами, направленными на исключение порогового эффекта;

обеспечение требуемого качества систем, важных для безопасности КА с ЯР и ЯЭУ КА, и выполняемых работ;

эксплуатация КА с ЯР в соответствии с требованиями нормативных документов и эксплуатационной документации;

контроль состояния и поддержание в работоспособности важных для безопасности систем и элементов путем своевременного определения дефектов, документирования результатов работ и контроля;

подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала для действий при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности;

выбор способов и путей транспортирования ЯЭУ КА по путям общего пользования;

выбор траектории выведения КА с ЯР в космическое пространство;

определение радиационно-безопасной орбиты (РБО);

выбор рабочей орбиты КА с ЯР и орбиты захоронения;

использование верифицированных и аттестованных программ и методик расчета ЯР, систем, проведение экспериментальных обоснований основных проектных решений.

...

Уровень 5. Противоаварийное планирование: подготовка и осуществление планов мероприятий по защите персонала и населения.

Система технических и организационных мер глубокоэшелонированной защиты на всех стадиях жизненного цикла КА с ЯР должна образовывать следующие пять уровней:

Уровень 1. Предотвращение нарушений нормальной эксплуатации:

условия размещения объектов с ЯЭУ КА и КА с ЯР;

установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны планирования защитных мероприятий вокруг завода-изготовителя ЯЭУ КА и на космодроме вокруг объектов с ЯЭУ КА и КА с ЯР;

разработка проекта ЯЭУ КА на основе консервативного подхода с развитым свойством внутренней самозащищенности РУ и мерами, направленными на исключение порогового эффекта;

обеспечение требуемого качества систем, важных для безопасности ЯЭУ КА и КА с ЯР, и выполняемых работ;

эксплуатация КА с ЯР в соответствии с требованиями нормативных документов и эксплуатационной документации;

контроль состояния и поддержание в работоспособности важных для безопасности систем и элементов путем своевременного определения дефектов, документирования результатов работ и контроля;

подбор и обеспечение необходимого уровня квалификации персонала для действий при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая предаварийные ситуации и аварии, формирование культуры безопасности;

выбор способов и путей транспортирования ЯЭУ КА по путям общего пользования;

выбор траектории выведения КА с ЯР в космическое пространство;

определение радиационно-безопасной орбиты (РБО);

выбор рабочей орбиты КА с ЯР и орбиты захоронения;

использование верифицированных и аттестованных программ расчета ЯЭУ КА, систем, проведение экспериментальных обоснований основных проектных решений.

...

...

Уровень 5. Противоаварийное планирование: подготовка и осуществление планов мероприятий по защите населения, включая  персонал, и окружающей среды.

Замечание принять,

«методик» исключить.

10

1.2.13

Принципами безопасности КА с ЯР, определяемыми его спецификой как космического объекта использования атомной энергии, являются:

устойчивость конструкции к длительным по времени большим величинам линейных и динамических перегрузок, вибрационных нагрузок;

способность обеспечить теплоотвод в космическое пространство;

способность выдерживать длительные по времени и разнонаправленные температурные воздействия при нахождении в космосе;

способность обеспечивать устойчивость конструкционных материалов к воздействию солнечной радиации, ионизирующих излучений космического пространства и ЯЭУ;

способность обеспечивать безопасность ЯЭУ КА при столкновении с инородным телом в безвоздушном пространстве; (принцип  технически неосуществим для космических ЯЭУ; вероятность события рассчитывается)

способность обеспечить пуск ЯЭУ КА и ее дальнейшую эксплуатацию только при выходе на рабочую орбиту;

эксплуатация КА с ЯР на рабочей орбите не ниже радиационно-безопасной орбиты (достаточно высокой орбиты); («Принципы,  касающиеся     использования    ядерных источников    энергии    в    космическом    пространстве» допускают использование  ядерных  реакторов  «на  низких  орбитах,  если  после выполнения  рабочей  части своего полета они хранятся на достаточно высоких орбитах»)

способность обеспечить увод космического аппарата на орбиту захоронения.

Принципами безопасности КА с ЯР, определяемыми его спецификой как космического объекта использования атомной энергии, являются:

устойчивость конструкции к длительным по времени большим величинам линейных и динамических перегрузок, вибрационных нагрузок;

способность обеспечить теплоотвод в космическое пространство;

способность выдерживать длительные по времени и разнонаправленные температурные воздействия при нахождении в космосе;

способность обеспечивать устойчивость конструкционных материалов к воздействию солнечной радиации, ионизирующих излучений космического пространства и ЯЭУ;

способность обеспечить пуск ЯЭУ КА только при выходе на рабочую орбиту;

способность обеспечить увод космического аппарата на орбиту захоронения.

Замечание принять частично.

Дефис 4 исключить (безопасность при столкновении с инородным телом).

Требование об РБО обсудить.

Положение об эксплуатации КА с ЯР выше РБО было введено по настоянию представителей НТЦ ЯРБ при обсуждении 2-й редакции проекта ФНП.

11

1.2.15

Результаты обоснования безопасности ЯЭУ КА представляются в ООБ ЯЭУ КА. В ООБ ЯЭУ КА должны быть представлены детерминистические и вероятностные анализы безопасности. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний ЯЭУ КА и учитывать все нарушения нормальной эксплуатации ЯЭУ КА. Детерминистические анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Вероятностные анализы безопасности должны включать оценку вероятности аварийного выброса. Анализы безопасности должны сопровождаться оценками погрешностей и неопределенностей получаемых результатов. Используемые при обосновании безопасности программные средства должны быть аттестованы. (Повторение пукта 1.2.10 Уровень 1.) Если использовались неаттестованные программные средства, то в ООБ ЯЭУ КА должна быть обоснована применимость используемых программных средств.

Результаты обоснования безопасности ЯЭУ КА представляются в ООБ ЯЭУ КА. В ООБ ЯЭУ КА должны быть представлены детерминистические и вероятностные анализы безопасности. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний ЯЭУ КА и учитывать все нарушения нормальной эксплуатации ЯЭУ КА. Детерминистические анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Вероятностные анализы безопасности должны включать оценку вероятности радиационной аварии.

Замечание отклонить.

1 Погрешности должны быть приведены.

2 Целесообразно допустить применение неаттестованных программ при условии обоснования их применимости (по факту) и в этом случае упоминание об аттестованных программах уместно.

Текст был согласован при обсуждении второй редакции на согласительных совещаниях.

12

1.2.17

В проектах ЯЭУ КА и КА с ЯР должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий и ограничение их последствий и обеспечивающие:

непревышение установленных пределов для проектных аварий за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий за счет применения специальных технических средств для управления запроектными авариями, применения любых иных технических средств, пригодных для применения независимо от их исходного предназначения, и за счет реализации организационных мер, включая меры по управлению запроектными авариями и планы защиты персонала и населения от последствий таких аварий.

В проектах ЯЭУ КА и КА с ЯР должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий и ограничение их последствий и обеспечивающие:

не превышение установленных пределов для проектных аварий за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий за счет применения специальных технических средств для управления запроектными авариями и защиту персонала и населения от последствий таких аварий в соответствии с разработанными планами.

Замечание отклонить.

1 Текст был согласован при обсуждении второй редакции проекта (аналог текста НП-001-15).

13

1.2.18

Установленные пределы для проектных аварий не должны быть превышены при любом из учитываемых проектами ЯЭУ КА и КА с ЯР исходном событии с наложением на исходное событие в соответствии с принципом единичного отказа одного независимого от исходного события отказа любого из следующих элементов систем безопасности: активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или пассивного элемента без движущихся частей, имеющего вероятность невыполнения функции безопасности 10-3 или менее, или одной независимой от исходного события ошибки персонала.

Установленные пределы для проектных аварий не должны быть превышены при любом из учитываемых проектами ЯЭУ КА и КА с ЯР исходном событии с наложением на исходное событие в соответствии с принципом единичного отказа одного независимого от исходного события отказа любого из следующих элементов систем безопасности: активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или пассивного элемента без движущихся частей или одной независимой от исходного события ошибки персонала. (далее по тексту)

Замечание принять.

14

1.2.20

Окончательные перечни запроектных аварий представляются в ООБ ЯЭУ КА и проекте КА с ЯР. Они должны включать представительные сценарии для определения мер по управлению такими авариями. Представительность сценариев обеспечивается посредством учета уровней тяжести запроектной аварии на ЯЭУ КА и КА с ЯР и, кроме того, возможных состояний работоспособности или неработоспособности систем безопасности и специальных технических средств для управления запроектными авариями.

Перечни запроектных аварий представляются в ООБ ЯЭУ КА и проекте КА с ЯР. Они должны включать представительные сценарии для определения мер по управлению такими авариями.

Замечание принять частично.

«Окончательные» исключить.

Остальной текст согласован. При обсуждении второй редакции проекта ОПБ (аналог п.1.2.16  НП-001-15).

15

1.2.21

1.2.21 Значения предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться в соответствии с нормативными правовыми актами и нормативными документами.

Удалить. (Повторяет требования п.1.2.4)

Замечание принять

16

1.2.23

Эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку и выполнение программ обеспечения качества на всех этапах полного  (стадиях) жизненного цикла КА с ЯР и в этих целях разрабатывает общую программу обеспечения качества в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов, регулирующих создание, производство и эксплуатацию (применение) космических комплексов,

Эксплуатирующая организация должна обеспечить разработку и выполнение программ обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла КА с ЯР и в этих целях разрабатывает общую программу обеспечения качества в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, нормативных документов, регулирующих создание, производство и эксплуатацию (применение) космических комплексов, (далее по тексту)

Замечание принять

17

1.2.24

Для всех работников и организаций, связанных с изготовлением ЯЭУ КА, строительством, эксплуатацией и выводом из эксплуатации КА с ЯР, проектированием, конструированием и изготовлением их систем и элементов, должна формироваться и поддерживаться культура безопасности.

Культура безопасности формируется и поддерживается путем:

установления приоритета безопасности над экономическими и производственными целями;

подбора, профессионального обучения и поддержания квалификации руководителей и персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность;

соблюдения дисциплины при четком распределении полномочий и персональной ответственности руководителей и исполнителей;

разработки и соблюдения требований программ обеспечения качества, производственных инструкций и эксплуатационной документации, их периодического обновления с учетом накапливаемого опыта;

установления руководителями организаций, осуществляющих строительство КА с ЯР всех уровней, атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, а также к социально-бытовым условиям жизни персонала, которые формируют внутреннюю потребность позитивного отношения к безопасности;

установления руководителями организаций, осуществляющих строительство КА с ЯР, атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, а также к социально-бытовым условиям жизни персонала, которые формируют внутреннюю потребность позитивного отношения к безопасности; (далее по тексту)

Замечание принять.

(устранить описку).

18

1.2.25

ЭО должна обеспечивать безопасность на всех этапах жизненного цикла КА с ЯР, включая меры по предотвращению аварий и снижению их последствий, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов радиационному контролю за состоянием окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения.

ЭО должна обеспечивать безопасность КА с ЯР, включая меры по предотвращению аварий и снижению их последствий, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; по физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; по радиационному контролю за состоянием окружающей среды в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения. (далее по тексту)

Замечание принять.

(то, что на всех этапах (стадиях)  - в соответствии со ст. 34. ФЗ-170).

19

1.2.26

В проекте КА с ЯР должны быть обоснованы, а в эксплуатационной документации представлены необходимая организационная структура управления и требования к уровню квалификации работы по строительству и эксплуатации КА с ЯР, учебно-материальная база, технические средства профессионального обучения и штат специалистов. Для однотипных КА с ЯР должен быть разработан полномасштабный тренажер по управлению КА с ЯР с принятием его в эксплуатацию до строительства КА с ЯР.

В проекте КА с ЯР должны быть обоснованы, а в эксплуатационной документации представлены необходимая организационная структура управления и требования к уровню квалификации работы по строительству и эксплуатации КА с ЯР, учебно-материальная база, технические средства профессионального обучения и штат специалистов. Для КА с ЯР должен быть разработан полномасштабный тренажер по управлению КА с ЯР с принятием его в эксплуатацию до строительства КА с ЯР.

Замечание принять.

20

2.5

К системам (элементам), важным для безопасности, относятся:

системы (элементы) безопасности;

системы (элементы) нормальной эксплуатации, отказ которых нарушает нормальную эксплуатацию КА с ЯР или препятствует устранению нарушений нормальной эксплуатации КА с ЯР, если при этом условная вероятность перехода указанного отказа в тяжелую аварию превышает значение, установленное в проекте КА с ЯР;

системы (элементы) КА с ЯР нормальной эксплуатации, отказ которых приводит к превышению установленных в проекте КА с ЯР значений предельно допустимых выбросов или допустимых сбросов радиоактивных веществ либо допустимых уровней радиоактивного загрязнения оборудования КА с ЯР;

системы (элементы), предусматриваемые в проекте КА с ЯР для управления авариями в течение установленного в проекте КА с ЯР временного интервала.

К системам (элементам), важным для безопасности, относятся:

системы (элементы) безопасности;

системы (элементы) нормальной эксплуатации, отказ которых нарушает нормальную эксплуатацию КА с ЯР или препятствует устранению нарушений нормальной эксплуатации КА с ЯР;

системы (элементы), предусматриваемые в проекте КА с ЯР для управления авариями в течение установленного в проекте КА с ЯР временного интервала.

Замечание принять.

21

2.6

По влиянию элементов на безопасность устанавливаются четыре класса безопасности.

Класс 1. К классу 1 относятся твэлы, ЭГК и элементы КА с ЯР, отказы которых являются исходными событиями аварий, приводящими при проектном функционировании систем безопасности к повреждению твэлов(ЭГК) с превышением максимального проектного предела.

Класс 2. К классу 2 относятся следующие элементы КА с ЯР, не вошедшие в класс 1:

элементы, отказы которых являются исходными событиями, приводящими к повреждению твэлов (ЭГК) без превышения максимального проектного предела при проектном функционировании систем безопасности с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в указанных системах;

элементы систем безопасности, единичные отказы которых приводят в случае возникновения проектной аварии к нарушению установленных для таких аварий проектных пределов.

Класс 3. К классу 3 относятся элементы КА с ЯР и ЯЭУ КА, важные для безопасности, не вошедшие в классы 1 и 2.

Класс 4. К классу 4 относятся элементы нормальной эксплуатации, не влияющие на безопасность и не вошедшие в классы 1, 2, 3.

Элементы, используемые для управления запроектными авариями, не вошедшие в классы безопасности 1, 2 или 3, также относятся к классу безопасности 4.

Предлагается редакция по форме и содержанию аналогичная п. 2.5 НП-033-11 ОПБ ИЯУ.

Класс безопасности 1. К классу безопасности 1 относятся элементы ЯЭУ КА, отказы которых являются исходными событиями запроектных аварий, приводящими при проектном функционировании систем безопасности к повреждению ядерного топлива и других элементов ЯЭУ КА с превышением установленных для проектных аварий пределов.

Класс безопасности 2. К классу безопасности 2 относятся следующие элементы ЯЭУ КА:

1) элементы, отказы которых являются исходными событиями, приводящими к повреждению ядерного топлива и других элементов активной зоны РУ, а также первого контура реактора в пределах, установленных для проектных аварий, при проектном функционировании систем безопасности с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в них;

2) элементы систем безопасности, отказы которых приводят к невыполнению соответствующими системами своих функций.

Класс безопасности 3. К классу безопасности 3 относятся элементы:

1) системы ЯЭУ КА, не вошедшие в классы безопасности 1 и 2;

2) содержащие радиоактивные вещества, выход которых в помещения и окружающую среду при отказах этих элементов превышает уровни радиационного воздействия на работников (персонал), население и окружающую среду, установленные для условий нормальной эксплуатации;

3) выполняющие функции радиационного контроля и радиационной защиты работников (персонала) и населения.

Класс безопасности 4. К классу безопасности 4 относятся элементы нормальной эксплуатации ЯЭУ КА, не влияющие на безопасность и не вошедшие в классы безопасности 1, 2, 3. Элементы, используемые для управления аварией и не вошедшие в классы безопасности 1, 2, 3, также относятся к классу безопасности 4.

Замечание отклонить.

Системы, содержащие РВ (активная зона, контур охлаждения), СРК относится к СВБ и не входят в классы 1 и 2 , а, следовательно, по умолчанию относятся к классу 3.

22

3.1.8

КА с ЯР и его СВБ при использовании КА с ЯР по назначению должны сохранять работоспособность в течение срока эксплуатации КА в состоянии невесомости в условиях космического вакуума, воздействия солнечной радиации и метеорных потоков, (см. замечание к п.1.2.13) собственной атмосферы, радиационных полей от работающего ядерного реактора.

 разнонаправленных температурных воздействий, а также механических воздействий, обусловленных функционированием систем КА.

Данные по величине воздействий должны быть определены в проекте КА с ЯР с учётом радиационной обстановки и возможности выброса рабочего тела или теплоносителя контура системы теплоотвода ЯЭУ КА.

КА с ЯР и его СВБ при использовании КА с ЯР по назначению должны сохранять работоспособность в течение срока эксплуатации КА в состоянии невесомости, в условиях космического вакуума, воздействия солнечной радиации, собственной атмосферы, радиационных полей от работающего ядерного реактора,  разнонаправленных температурных воздействий, а также механических воздействий, обусловленных функционированием систем КА.

Данные по величине воздействий должны быть определены в проекте КА с ЯР с учётом радиационной обстановки и возможности выброса рабочего тела или теплоносителя контура системы теплоотвода ЯЭУ КА.

Замечание принять

23

3.3.6

Конструкция холодильника - излучателя должна исключать утечки теплоносителя, приводящие к нарушению теплоотвода от РУ при нормальной эксплуатации ЯЭУ КА, нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.

Конструкция системы охлаждения  должна исключать утечки теплоносителя, приводящие к нарушению теплоотвода РУ

Замечание отклонить.

Уточнение уместно. При запроектных авариях исключение утечек может быть не обеспечено.

Текст был согласован при обсуждении 1 и 2 редакций проекта ОПБ.

24

3.4

3.4 Управление КА с ЯР

3.4 Системы управления КА с ЯР (название пункта 3.4)

Замечание отклонить.

(НКУ, БКУ)

25

3.5.3

УСНЭ должны иметь в своем составе:

средства связи с бортовым комплексом управления КА и НКУ;

средства, обеспечивающие сбор, обработку, регистрацию и хранение информации, достаточной для того, чтобы имелась возможность своевременного и однозначного установления установить исходных событий возникновения нарушений нормальной эксплуатации и аварий, их развития, установления фактического алгоритма работы систем безопасности и элементов, важных для безопасности, систем контроля и управления, отклонений от алгоритмов функционирования систем и оборудования ЯЭУ КА.

УСНЭ должны иметь в своем составе:

средства связи с бортовым комплексом управления КА и НКУ;

средства, обеспечивающие сбор, обработку, регистрацию, хранение и передачу информации, достаточной для того, чтобы своевременно и однозначно установить исходные события возникновения нарушений нормальной эксплуатации и аварий, их развития, установления фактического алгоритма работы систем безопасности и элементов, важных для безопасности, систем контроля и управления, отклонений от алгоритмов функционирования систем и оборудования ЯЭУ КА.

Замечание принять.

26

3.5.4

УСНЭ должны обеспечивать автоматическую и (или) автоматизированную диагностику состояния и режимов эксплуатации и  технических средств УСНЭ (включая технические средства, использующие программное обеспечение).

УСНЭ должны обеспечивать автоматическую и (или) автоматизированную диагностику состояния систем КА с ЯР (включая технических средств УСНЭ и технические средства, использующие программное обеспечение) и режимов их эксплуатации

Замечание отклонить.

Диагностика режимов эксплуатации???

27

3.5.5

УСНЭ должна формировать на пультах (щитах) наземного комплекса управления световые и звуковые предупредительные сигналы о нарушении эксплуатационных пределов, пределов и условий безопасной эксплуатации.

УСНЭ должна формировать и передавать информацию о нарушении эксплуатационных пределов, пределов и условий безопасной эксплуатации.

Замечание отклонить.

Формировать на пультах НКУ невозможно без передачи сигналов.

28

3.6.1

3.6.2

3.6.1 Управляющие системы (элементы) безопасности должны автоматически инициировать действия систем безопасности в условиях, предусмотренных проектом КА с ЯР и ЯЭУ КА, осуществлять контроль за ними и управление ими при выполнении заданных им функций, установленных в проекте ЯЭУ КА.

включения не должен препятствовать дистанционному включению 3.6.2  На НКУ должна быть предусмотрена возможность
дистанционного приведения в действие систем безопасности. Отказ в цепи автоматического и осуществлению функций безопасности. Для дистанционного включения должно быть достаточным воздействие на минимальное число
управляющих элементов.

Схемы дистанционного управления механизмами систем безопасности должны предусматривать для их инициирования не менее двух логически связанных действий.

Пункты 3.6.1 и 3.6.2 требуют уточнения.

Замечание отклонить.

Не конкретно.

29

3.6.4

 УСБ должны обеспечивать:

приоритет управления ЗСБ;

непрерывное автоматическое диагностирование работоспособности управляющих систем;

диагностирование исправности каналов УСБ и технологического оборудования с периодичностью, установленной в проектной и эксплуатационной документации КА с ЯР;

формирование предупредительных и аварийных сигналов, информирующих персонал на наземном пункте управления о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации, работе систем безопасности и об отказах программно-технических средств УСБ.

 УСБ должны обеспечивать:

приоритет управления ЗСБ;

непрерывное автоматическое диагностирование работоспособности управляющих систем;

диагностирование исправности каналов УСБ и технологического оборудования с периодичностью, установленной в проектной и эксплуатационной документации КА с ЯР;

формирование предупредительных и аварийных сигналов, информирующих персонал на наземном пункте управления о нарушениях пределов и условий безопасной эксплуатации, работе систем безопасности и об отказах программно-аппаратных и технических средств УСБ.

Замечание принять.

30

3.6.6

При использовании в УСБ программно-аппаратных средств программное обеспечение этих средств должно проходить проверки и испытания в соответствии с процедурами и планами обслуживания, установленными в эксплуатационной документации.

Программно-аппаратные средства и программное обеспечение УСБ должны проходить проверки и испытания в соответствии с процедурами, установленными в эксплуатационной документации.

Замечание принять.

31

3.7.1

Обеспечивающие системы (элементы) безопасности предназначены для снабжения систем безопасности энергией, рабочей средой и создания требуемых для их функционирования условий, включая отвод тепла через холодильник-излучатель.

Обеспечивающие системы (элементы) безопасности предназначены для снабжения систем безопасности энергией, рабочей средой и создания требуемых для их функционирования условий, включая отвод тепла. (далее по тексту)

Замечание принять.

32

3.7.3

В составе КА должен быть предусмотрен автономный источник электроэнергии, способный независимо от состояния РУ и системы преобразования энергии  обеспечить получение электроэнергии необходимого качества для срабатывания защитных систем, системы контроля параметров, определяющих безопасность эксплуатации КА с ЯР, системы связи с бортовым комплексом управления и наземным комплексом управления, систем безопасности, предназначенных для предотвращения радиоактивного загрязнения атмосферы и поверхности Земли после прекращения эксплуатации КА с ЯР в космосе.

В составе КА с ЯР должен быть предусмотрен автономный источник электроэнергии, способный независимо от состояния РУ ЯЭУ КА и системы преобразования энергии  обеспечить получение электроэнергии необходимого качества для срабатывания систем безопасности, системы контроля параметров, определяющих безопасность эксплуатации КА с ЯР, системы связи с бортовым комплексом управления и наземным комплексом управления.

Замечание принять.

33

3.7.4

При изготовлении ЯЭУ КА и на наземных этапах жизненного цикла КА с ЯР в состав ОСБ должны входить средства для противопожарной защиты.

Противопожарная защита осуществляется инфраструктурой  ЯЭУ КА и КА с ЯР.

(Средства обнаружения и тушения пожара в составе ЯЭУ КА не предусматриваются.)

 Замечания и предложения отсутствуют.

Комментарий не противоречит требованию п.3.7.4

34

3.8.3

ЗСБ должны:

приводиться в действие автоматически и

дистанционно;

выполнять свои функции при потере внешнего

электроснабжения.

ЗСБ должны:

приводиться в действие автоматически и

дистанционно;

выполнять свои функции при потере основного

источника электроснабжения.

Замечание отклонить.

Основной источник – ядерный реактор. До выхода реактора на мощность, достаточную для обеспечения срабатывания систем, обеспечивается внешним источником энергии и ЗСБ должны срабатывать в случае, если он будет потерян.

35

3.9.1

Локализующие системы (элементы) безопасности должны обеспечивать ограничение распространения радиоактивных веществ и ионизирующего излучения в окружающую среду за предусмотренные проектом КА с ЯР и ЯЭУ КА границы при изготовлении ЯЭУ КА и строительстве КА с ЯР.

Локализующие системы (элементы) безопасности должны обеспечивать ограничение распространения радиоактивных веществ и ионизирующего излучения в окружающую среду за границы, предусмотренные проектами ЯЭУ КА и КА с ЯР.

Замечания принять.

36

3.9.2

Степень допустимой негерметичности ЛСБ и способы ее достижения должны быть обоснованы в проектах КА с ЯР и ЯЭУ КА.

Соответствие фактической герметичности ЛСБ ЯЭУ КА проектной должно быть подтверждено до загрузки активной зоны РУ ЯЭУ КА ядерными материалами и проверяться в процессе работ по изготовлению ЯЭУ КА.

Степень допустимой не герметичности ЛСБ и способы  достижения необходимой степени герметичности должны быть обоснованы в проектах ЯЭУ КА и КА с ЯР и.

Соответствие фактической герметичности ЛСБ ЯЭУ КА проектной должно проверяться и подтверждаться в процессе работ по изготовлению ЯЭУ КА.

Замечание отклонить.

Уточнение «до загрузки» конкретизирует требование.

37

4.5

В проекте КА с ЯР, а также проекте КК, в состав которого входит КА с ЯР, должен быть проведён комплексный анализ схемных и конструктивных решений с целью определения аварийных ситуаций КА и КК в целом в случае появления предполагаемых отказов составных частей, систем, основных агрегатов (приборов) КА и КК из-за внутренних и внешних воздействующих факторов. По результатам анализа в эксплуатационной документации должен быть перечень аварийных ситуаций с указанием изделий КА и КК возможных их отказов и возможных путей выхода из аварийных ситуаций.

В проекте КА с ЯР, а также проекте КК, в состав которого входит КА с ЯР, должен быть проведён комплексный анализ схемных и конструктивных решений с целью определения исходных событий, приводящих к авариям КА с ЯР и КК в целом в случае появления предполагаемых отказов составных частей, систем, основных агрегатов (приборов) КА с ЯР и КК из-за внутренних и внешних воздействующих факторов. По результатам анализа в эксплуатационной документации должен быть представлен перечень исходных событий с указанием систем и элементов КА с ЯР и КК, возможных их отказов и возможных путей выхода из аварий.

Замечание принять

Замечание принять частично.

Предлагается (по результатам обсуждения) либо оставить предыдущую редакцию пункта:

«В проекте КА с ЯР должен быть проведён анализ отказов систем и элементов космического, технического комплекса КА с ЯР и иных объектов космической инфраструктуры, по результатам которого в эксплуатационной документации КА с ЯР должны быть предусмотрены меры предотвращающие аварию».

Либо дать следующую редакцию»

        «В проекте КА с ЯР, а также проекте КК, в состав которого входит КА с ЯР, должен быть анализ предполагаемых отказов составных частей, систем, основных агрегатов (приборов) КА и КК из-за внутренних и внешних воздействующих факторов. По результатам анализа в исходной документации должен быть представлен перечень возможных отказов и их последствий, а также меры по устранению этих последствий, включая возможные пути выхода из аварий».

38

4.9

4.9 В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены специальные технические средства, обеспечивающие управление запроектными авариями.

Пункт 4.9 изъять из теста ОПБ

Замечание отклонить.

Предложение не обосновано.

39

4.12

В составе проекта и ООБ ЯЭУ КА должны быть представлены результаты обоснования безопасности ЯЭУ КА. Расчётные программы, используемые для обоснования безопасности, должны быть аттестованы в установленном руководящими документами порядке, а перечни их представлены в проекте ЯЭУ КА. Если использовались неаттестованные программные средства, то в ООБ ЯЭУ КА должна быть обоснована применимость используемых программных средств. (повтор п. 1.2.15)

В составе проекта и ООБ ЯЭУ КА должны быть представлены результаты обоснования безопасности ЯЭУ КА. Расчётные программы, используемые для обоснования безопасности, должны быть аттестованы в установленном руководящими документами порядке, а перечни их представлены в проекте ЯЭУ КА. Применение не аттестованных программных средств  должно быть обосновано.

Замечание принять с заменой слова «применение» на «применимость»

40

6.3

При строительстве КА с ЯР о процессе перемещений изделия и его составных частей, а также при падениях ЯЭУ и других нарушениях условий строительства КА с ЯР, предусмотренных рабочей документацией, должны быть приняты меры, исключающие смещение средств воздействия на реактивность.

При строительстве КА с ЯР в процессе перемещений изделия и его составных частей должны быть приняты меры, исключающие изменения положения органов регулирования или смещение средств воздействия на реактивность.

Замечание отклонить.

Оставить прежнюю редакцию, включающую случаи нарушения нормальных (установленных в проектной документации) условий строительства.

(органы регулирования есть средства воздействия на реактивность).

Текст был согласован при обсуждении 2-й редакции проекта ОПБ.

41

6.8

Результаты испытаний оформляются актом (отчётом), составляемым организациями - разработчиками ЯЭУ  и КА с ЯР. Организации - разработчики ЯЭУ и КА с ЯР по результатам строительства и испытаний выпускают итоговый отчёт о готовности КА с ЯР к лётным испытаниям в порядке, установленном нормативными и руководящими документами, регламентирующих деятельность по созданию, производству и эксплуатации космических комплексов.

Результаты испытаний оформляются актом (отчётом), составляемым организациями - разработчиками ЯЭУ КА  и КА с ЯР. Организации - разработчики ЯЭУ КА и КА с ЯР по результатам строительства и испытаний выпускают итоговый отчёт о готовности КА с ЯР к лётным испытаниям в порядке, установленном нормативными и руководящими документами, регламентирующих деятельность по созданию, производству и эксплуатации космических комплексов.

Замечание принять

42

7.1.1

ЭО при участии разработчиков ЯЭУ КА и  КА с ЯР должны разработать эксплуатационную документацию для каждого этапа ввода в эксплуатацию и эксплуатации, предусматривающую: требования к оборудованию, необходимому для выполнения работ этапа, условия транспортирования, величины допустимых механических воздействий при транспортировании и стыковки КА с ЯР, допустимые уровни излучений от ЯЭУ КА, состав и последовательность выполнения работ при лётных испытаниях и эксплуатации, меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, действия персонала в случае аварии.

Инструкции по эксплуатации систем и оборудования должны содержать конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях.

ЭО при участии разработчиков ЯЭУ КА и  КА с ЯР должны разработать эксплуатационную документацию для каждого этапа ввода в эксплуатацию и эксплуатации, предусматривающую: требования к оборудованию, необходимому для выполнения работ этапа, условия транспортирования, величины допустимых механических воздействий при транспортировании и стыковки КА с ЯР, допустимые уровни излучений от ЯЭУ КА, состав и последовательность выполнения работ при лётных испытаниях и эксплуатации, меры по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, действия персонала в случае аварии.

Руководства по эксплуатации систем и оборудования должны содержать конкретные указания персоналу о способах ведения работ при нормальной эксплуатации, эксплуатации с отклонениями и предаварийных ситуациях.

Замечание принять

43

7.1.8

При эксплуатации КА с ЯР ЭО должна обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об отказах элементов систем, важных для безопасности, и неправильных действиях персонала, а также ее оперативную передачу всем заинтересованным организациям в установленном порядке, включая разработчиков проекта КА с ЯР, ЯЭУ КА и РУ ЯЭУ КА.

При эксплуатации КА с ЯР ЭО должна обеспечивать сбор, обработку, анализ, систематизацию и хранение информации об отказах элементов систем, важных для безопасности, и неправильных действиях персонала, а также ее оперативную передачу всем заинтересованным организациям в установленном порядке, включая разработчиков проектов  РУ ЯЭУ КА,  ЯЭУ КА, и КА с ЯР.

Замечание отклонить.

Приоритет требований за КА с ЯР в соответствии с названием документа.

44

7.1.9

В случае выявления ЭО отклонения (события), являющегося предвестником тяжелой аварии, для которого условная вероятность перехода в тяжелую аварию составляет 10-3 или более (если нереализовавшаяся часть аварийной последовательности, приводящей к тяжелой аварии, включает исходное событие, указанное значение условной вероятности относится к интервалу в 1 год), ЭО и организация - разработчик КА с ЯР должны разработать план реализации мероприятий по предотвращению аналогичных отклонений (событий), а также разработать обоснование возможности эксплуатации КА с ЯР на период до реализации мероприятий, предусмотренных данным планом. Указанные план и обоснование направляются ЭО в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на рассмотрение

В случае выявления ЭО отклонения (события), являющегося предвестником аварии, ЭО и организация - разработчик КА с ЯР должны разработать мероприятия, обеспечивающие возможность продолжения эксплуатации КА с ЯР, а также  разработать план мероприятий по предотвращению аналогичных отклонений (событий) при дальнейшей эксплуатации КА с ЯР.

Замечание принять частично.

Дать в редакции:

В случае выявления ЭО отклонения (события), являющегося предвестником аварии, ЭО и организация - разработчик КА с ЯР должны разработать план мероприятий по предотвращению аналогичных отклонений (событий), а также разработать обоснование возможности эксплуатации КА с ЯР на период до реализации мероприятий, предусмотренных данным планом. Указанные план и обоснование направляются ЭО в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии на рассмотрение и принятие решения.

45

7.2.5

Для всех этапов ввода в эксплуатацию, кроме лётных испытаний, связанных с пуском ЯР, должно быть обеспечено предотвращение несанкционированного запуска системы автоматического управления. Для наземных этапов ввода в эксплуатацию должен быть обеспечен контроль радиационной обстановки в зоне проведения работ.

Для всех этапов ввода в эксплуатацию, кроме этапов, связанных с пуском ЯЭУ КА, должно быть обеспечено предотвращение несанкционированного запуска системы автоматического управления. Для наземных этапов ввода в эксплуатацию должен быть обеспечен контроль радиационной обстановки в зоне проведения работ.

Замечание принять.

46

7.2.7

Безопасность КА с ЯР при пуске РУ обеспечивается:

снятием блокировок с питания приводов средств воздействия на реактивность по специальному алгоритму, обоснованному в проекте КА с ЯР и представленному в эксплуатационной документации. Все блокировки должны сниматься только по командам с наземного комплекса управления после подтверждения достижения КА рабочей орбиты с помощью наземных средств измерения;

выходом реактора в критическое состояние и на номинальный уровень мощности на рабочей орбите по специальной программе, отработанной при наземных испытаниях и лётных испытаниях.

Безопасность КА с ЯР при пуске РУ ЯЭУ КА обеспечивается:

снятием блокировок с питания приводов средств воздействия на реактивность по специальному алгоритму, обоснованному в проекте КА с ЯР и представленному в эксплуатационной документации. Все блокировки должны сниматься только по командам с наземного комплекса управления после подтверждения достижения КА с ЯР рабочей орбиты с помощью наземных средств измерения;

выходом реактора в критическое состояние и на номинальный уровень мощности на рабочей орбите по специальной программе, отработанной при наземных испытаниях ЯЭУ КА и лётных испытаниях КА с ЯР.

Замечание отклонить.

Никакой другой РУ кроме РУ, используемой в составе КА с ЯР, нет.

47

7.3.2

Радиационная безопасность КА с ЯР достигается:

конструктивным исключением достижения несанкционированной критичности ядерного реактора;

пуском и выводом ядерного реактора на номинальную мощность только при достижении рабочей орбиты КА с ЯР;

уводом КА с ЯР или ЯЭУ КА на орбиту захоронения при истечении назначенного срока эксплуатации или аварии.

Радиационная безопасность КА с ЯР достигается:

конструктивным исключением достижения несанкционированной критичности ядерного реактора;

пуском и выводом ЯЭУ КА на номинальную мощность только при достижении рабочей орбиты КА с ЯР;

уводом КА с ЯР или ЯЭУ КА на орбиту захоронения при истечении назначенного срока эксплуатации или аварии.

Замечание отклонить.

Вывод ЯР на мощность в составе ЯЭУ, автоматически означает задействование ЯЭУ.

48

8.1

Планирование вывода КА с ЯР из эксплуатации должно осуществляться при проектировании, строительстве, испытаниях, а также при эксплуатации КА с ЯР.

В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены меры по безопасному выводу блока КА с ЯР из эксплуатации.

Планирование вывода КА с ЯР из эксплуатации должно осуществляться при проектировании, строительстве, испытаниях, а также при эксплуатации КА с ЯР.

В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены меры по безопасному выводу ЯЭУ КА из эксплуатации.

Замечание принять частично.

Оставить прежнюю редакцию, исключив слово «блока» (допущена описка).

49

9.1

Работы по строительству КА с ЯР, подготовке к лётным испытаниям и эксплуатации КА с ЯР должны выполняться персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в порядке, установленном организацией, выполняющей соответствующие работы, к самостоятельной работе до передачи ЯЭУ КА на космодром.

Работы по строительству КА с ЯР, вводу в эксплуатацию  и эксплуатации КА с ЯР должны выполняться персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным к самостоятельной работе в порядке, установленном организацией, выполняющей соответствующие работы.

Замечание принять

50

10.3

Если в результате аварии произошло радиоактивное загрязнение обширной территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки должна устанавливаться зона радиационной аварии. К зоне радиационной аварии относят населенные пункты, в которых прогнозируемая средняя для критической группы населения годовая эффективная доза за счет радиационной аварии может превысить 1 мЗв. В зоне радиационной аварии проводится контроль радиационной обстановки и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения.

Если в результате аварии произошло радиоактивное загрязнение территории, на основании контроля и прогноза радиационной обстановки должна устанавливаться зона радиационной аварии. К зоне радиационной аварии относят населенные пункты, в которых прогнозируемая средняя для критической группы населения годовая эффективная доза за счет радиационной аварии может превысить 1 мЗв. В зоне радиационной аварии проводится контроль радиационной обстановки и осуществляются мероприятия по снижению уровней облучения.

Замечание принять.

52

Предлагается «ЭГК» изъять из текста ОПБ КА с ЯР, оставив «твэл», в (п. 2.6, 3.8.1, 4.15, Приложение 1 - Список сокращений, Приложение 2  - Термины и определения и др.)

Замечание отклонить.

В реакторах преобразователях нет, собственно, твэла.

Введение ЭГК было принято на согласительных совещаниях по предложению Департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок Госкорпорации «Росатом.

53

Предлагается в тесте ОПБ КА с ЯР (п. 1.2.4, 1.2.9, 1.2.10, 2.6, 3.4.2, 3.4.2, 3.5.2, 3.6.1, 3.6.7, 3.8.2, 4.2, 7.1.7,7.3.3, 8.5, 9.1, 9.7, приложение 2 и др.) исправить «КА с ЯР и ЯЭУ КА» на  «ЯЭУ КА и КА с ЯР»

Замечание отклонить.

Предложение не по существу.

С учётом названия документа приоритет за КА  с ЯР.

54

Предлагается в тесте ОПБ КА с ЯР (п. 1.2.10, 3.3.1, 3.3.3, 3.3.6, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.6, 3.6.7, 3.7.3, 4.6, 4.10, 5.4, 6.2, 7.2.7, 8.6, приложение 1, приложение 2 и др.) исправить «РУ» на «РУ ЯЭУ КА»

Замечание отклонить.

Других ЯЭУ и РУ в составе КА нет.

55

Предлагается в тесте ОПБ КА с ЯР (п. 4.10, 6.2 и др.) исправить «ЯЭУ» на «ЯЭУ КА»

56

Приложение 2

Тяжелая авария - запроектная авария с повреждением твэлов (ЭГК) выше максимального проектного предела.

Пояснение. На Земле в критическом состоянии реактор находится 5-10 часов на мощность не превышающей 2-10 Вт, что предопределяет ограниченное количество продуктов деления в топливной композиции.  Для ЯЭУ КА и КА с ЯР повреждение твэлов (или не герметичных твэлов в ЭГК) и распространение продуктов деления по контуру теплоносителя в космическом полете не критично (то есть не представляет заметного влияния на безопасность). «Тяжелая авария» в представленной трактовке «запроектная авария с повреждением твэлов (ЭГК) выше максимального проектного предела»  для  ЯЭУ КА и КА с ЯР не характерна. Учитывая предложения об изменении п. 2.5 и  7.1.9 и, соответственно, отсутствии этого термина в ОПБ КА с ЯР предлагается из  Приложение 2 «Термины и определения» изъять определение «Тяжелая авария».

Замечание принять, поскольку термин по тексту документа не используется.

(Примечание к тексту замечания. Запроектной аварией может быть падение КА с ЯР на земную поверхность, вследствие непредусмотренного в проекте исходного события, после работы на мощности, сопровождающаяся с разрушением твэлов, ЭГК)